Как потребителю защитить свои права.

С переходом, в начале 90 годов, на рыночную экономику в России появилось большое количество продавцов, предлагающих свой товар: продукты, одежду, инструменты и т.д. Тогда и вошло в обиход и прочно закрепилось слово «потребитель», т.е. человек приобретающий у продавца товар. Но, как это иногда бывает, товар может оказаться не качественным или не соответствовать предъявляемым к нему требованиям. Что делать если потребитель обнаружил недостатки купленной вещи спустя некоторое время и как защитить в этом случаи свои прав, расскажем в этой статье.

Для начала разберемся, кто же такой потребитель и в каких случаях действует закон «О защите прав потребителей»

Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Из этого следует, что обратиться в суд за защитой Ваших прав, как потребителя, Вы сможете только  в том случае, если приобретали товар или заказывали услугу исключительно для личных нужд и/или использования в хозяйстве.

К примеру, если купленный в магазине телевизор использовался в кафе для привлечения клиентов и тем самым извлечения прибыли, то ссылаться на закон о защите прав потребителей в этом случае будет нельзя, т.к. он использовался для осуществления предпринимательской деятельности, а не для личных нужд.

В случае обнаружения неисправности (или другого недостатка товара) покупатель может предъявить претензию, как самому продавцу, так и изготовителю или поставщику. Кто, есть кто, мы рассказывать не будем, думаем это и так понятно.

ПРЕТЕНЗИЯ И ДОСУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК

По делам о защите прав потребителей законом предусмотрен досудебный порядок урегулирования споров, т.е. прежде чем обратиться в суд вам необходимо принять меры по урегулированию спора с продавцом самостоятельно. И только при отсутствии положительного результата обращаться в суд,  в который, кстати, нужно будет представить доказательства этому.

AltДля того, что бы заявить продавцу (производителю, поставщику) о своем недовольстве по поводу некачественного товара ему необходимо написать претензию, в которой указать где, когда и какой товар был куплен, а так же какие у него обнаружились недостатки или неисправности.

По возможности приложите к претензии кассовый и/или товарный чек. Но, если его нет, то не беда, т.к. в силу ч.5 ст. 18 закона «О защите прав потребителей» отсутствие чека не является основаниям для отказа в удовлетворении заявленных вами в претензии требований.

Подавая претензию, многие покупатели, как правило, просят вернуть им обратно деньги за товар, т.к. в большинстве своем, в полном объеме не знают, что именно они имеют право требовать.

Вместе с тем, в случае обнаружения недостатков товара покупатель может:

– потребовать замены на товар этой же марки;

– потребовать замены на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены;

–  потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

– потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

– отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

Кроме того, если в случае использования некачественного товара вы понесли убытки, то их возмещение так же можно потребовать.

Таким образом, подавая продавцу претензию, необходимо четко указать, что именно вы просите.

Претензию необходимо подавать в двух экземплярах: первый вы вручаете продавцу, а на втором требуете поставить отметку о принятии претензии с указанием фамилии принявшего лица и даты принятия. В последствии этот экземпляр претензии будет служить в суде подтверждением факта соблюдения досудебного урегулирования споров.

Ответ на претензию, по общим правил гражданского оборота должен быть предоставлен в течение десяти дней.

Образец претензии можно скачать тут.

СРОК ПОДАЧИ ПРЕТЕНЗИИ

Наверняка у многих возникает вопрос: «какой же срок подачи претензии? В какой срок можно заявить о некачественном товаре.»

Для того чтобы ответить на этот вопрос обратимся к закону «О защите прав потребителей». Им установлено три разных понятия: срок службы, срок годности и гарантийный срок.

Срок службы- это период времени в течение которого производитель обязуется обеспечить бесперебойную работу товара. Устанавливается для товаров длительного потребления (телевизор, холодильник, ноутбук, мобильный телефон и т.д.)

Срок годности- устанавливается на продукты питания и косметику.

Гарантийный срок- период времени, в течение которого продавец или изготовитель обязаны удовлетворить претензии по качеству товара.

AltЛогичным представляется, что претензии к продавцу или производителю необходимо предъявлять в течении указанных сроков службы или гарантийного срока. Но проблема заключается в том, что закон эти сроки не прописывает, оставляя их на откуп продавцам или производителям.

При продаже товара продавец обязан довести до сведения покупателя срок службы или гарантийный сроки. Срок годности указывается на упаковке продовольственного товара.

Таким образом, срок подачи претензии в случае обнаружения недостатков в товаре вам должен довести продавец, в момент покупки.

В случае если срок годности и гарантийный срок не установлены, то претензию можно предъявить в «разумный срок», но в течении двух лет со дня передачи товара.

Разумность срока определяется возможностью покупателя обратиться с претензией: удаленностью от продавца, наличием почтового отделения, связи, юридической грамотностью и т.д.

Срок службы  товара и гарантийный сроки начинают истекать с момента передачи товара покупателю.

СРОКИ УСТРАНЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ

В случае согласия продавца с предъявленными ему требованиями он обязан их удовлетворить. Для этого законом ему отведены определенные сроки. Если, требования покупателя возможно удовлетворить сразу, то они соответственно должны быть удовлетворены в минимально возможные сроки. В случае, если сразу устранить недостатки, заменить или отремонтировать товар не возможно, то мы рекомендуем вам заключить письменное соглашение, в котором прописать конкретные сроки для устранения недостатков. В этом случае он не может превышать 45 дней. Кроме того, какие-либо причины, будь то отсутствие запасных частей или комплектующих, не могут являться причиной для увеличения этого срока.

В случае если, товар принятый на ремонт является товаром длительного пользования (например, мобильный телефон) то продавец в течении 3 дней обязан выдать покупателю аналогичный товар с аналогичными функциям на весь период ремонта.

ЭКСПЕРТИЗА

Как показывает практика, продавец, довольно-таки редко соглашается с предъявленными ему требованиями и удовлетворяет их.  Как правило, на претензию поступает ответ, что повреждения товара возникли по вине самого покупателя и продавец в данном случае ответственность не несет.

Как же быть в этом случае? На помощь придет экспертиза, так как в случае возникновения спора о причинах неисправности товара продавец ОБЯЗАН провести ее за свой счет. Покупатель при этом имеет полное право присутствовать при ее проведении (для этого необходимо выяснить у продавца о месте и времени ее проведения), а так же в случае несогласия с ее результатами оспорить в судебном порядке.

Однако, если в результате экспертизы будет установлено, что неисправность товара возникла не по вине продавца, то потребитель будет обязан возместить ему все расходы, связанные с ее проведением, в том числе и транспортные. 

ОБРАЩЕНИЕ В СУД

Если, все таки, мирным путем решения проблемы с продавцом достигнуть не удалось, то вам прямая дорога в суд. Для этого необходимо подать исковое заявление, в котором необходимо указать все обстоятельства дела, меры принятые для досудебного урегулирования спора и какие результаты по ним достигнуты (или не достигнуты), а так же ваши требования, которые просите удовлетворить.

Особое внимание необходимо обратить на то, что так как по делам данной категории обязательно предусмотрен досудебный порядок, то требования, заявленные в исковом заявлении должны быть изложены изначально в претензии. Исковые требования, по которым не соблюден досудебный порядок удовлетворены не будут.

К примеру, если вы просите суд  расторгнуть  договор купли продажи и вернуть денежные средства, то и претензия, соответственно, должна содержать требования о расторжении договора купли-продажи и возврате денежных средств.

Образец искового заявления можно скачать тут.

Согласно ст. 23 ГПК РФ споры о защите прав потребителей рассматриваются мировым судьей если цена иска не превышает 100 тысяч рублей. В противном случае дело должно рассматриваться в районном суде.

Рассмотрение дел по защите прав потребителей осуществляется по общим правилам судопроизводство. Подробнее о рассмотрении гражданских дел в судах можно прочитать в статье «Производство в гражданском суде».

 ШТРАФ И МОРАЛЬНЫЙ ВРЕД

Важным моментом в подобных делах является штраф.

Статьей 13 ФЗ «О защите прав потребителей» установлено, что в случае, если суд удовлетворяет законные требования истца (покупателя), то продавец или изготовитель обязаны уплатить покупателю штраф в размере 50% от цены иска (взысканной с продавца суммы) за то, что в добровольном порядке отказались удовлетворить требования покупателя при решении вопроса в досудебном порядке.

AltНаряду со штрафом, в пользу покупателя, с продавца может быть взыскана и компенсация морального вреда. Об этом прямо указывает статья 15 указанного закона. Размер морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств дела. Так суд не может самостоятельно выйти за рамки заявленных исковых требований, требование о компенсации морального вреда обязательно должно быть изложено в исковом заявлении.

Опять же не забудь про досудебный порядок… для того, что бы суд взыскал с продавца штраф и компенсацию морального вреда об этом необходимо указать в претензии, т.е. соблюсти в этой части досудебный порядок.

 

guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments