Производство по административным делам

Практически каждый человек в нашей стране совершает административное правонарушение. Несомненно, большую часть административных правонарушений составляют нарушения в области безопасности дорожного движения, т.е. за нарушения правил дорожного движения. Как известно ездить и не нарушать правила дорожного движения практически не возможно… то поворотник забудешь включить, то задумаешься и скорость превысишь, а то и вовсе на красный свет пролетишь…
AltПодобная категория административных дел не является единственной. Кодекс административных правонарушений запрещает большой комплекс деяний под страхом привлечения к административной ответственности.
Но… за что бы человека не привлекали к административной ответственности, стадии производства по делам об административных правонарушениях всегда одни. Знание этих стадий и своих прав поможет Вам избежать незаконного привлечения к административной ответственности и максимально эффективно защитить свои права.
Итак…
Для начала давайте разберем, что же такое административное правонарушение.
Согласно ст. 2.1. КоАП РФ Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В ходе производства по административному делу должностное лицо должно всесторонне и полно (т.е. с учетом всех обстоятельства дела), объективно и своевременно выяснить обстоятельства дела и принять по его результатам законное решение, которое может быть двух видов: прекращение дела или привлечение к административной ответственности.
Вместе с этим, задачами административного производства является выявление причин и условий способствующих совершению административных правонарушений. Так, к примеру, продажа алкоголя в ночное время приводит к увеличению ДТП с участием лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения.
Любое производство по административным делам включает в себя, как правило, четыре этапа. Их может меньше, в случае если лицо согласно с привлечением и не обжалует решение суда первой инстанции. Каждый этап включает в себя ряд мероприятий обязательных для этой стадии.
Давайте их рассмотрим.

Возбуждение административного производства и направление его по подведомственности.

Для возбуждения дела об административном правонарушении нужен повод, т.е. какое-то событие из которого будет понятно, что имеются признаки нарушения административного закона.
Этими поводами могут служить:
– непосредственное обнаружение административного правонарушения или его признаков, должностным лицом. При этом должностное лицо, должно относиться к тому ведомству, которое за данное нарушение уполномочено составлять протокол. Например, за нарушения в области безопасности дорожного движения сотрудник ДПС, за нарушения в сфере пожарной безопасности сотрудники пожарного надзора, за нарушения антимонопольного законодательства- сотрудники ФАС и т.д.
– сообщения об административном правонарушении из правоохранительных органов или других государственных органов о наличии события административного правонарушения.
К примеру, когда в результате расследования уголовного дела по краже (уголовное преступление) будет установлено, что подозреваемый совершил еще и мелкое хищение.
– сообщения и заявления граждан или юридических лиц о совершении административного правонарушения. Наряду с указанными лицами подобные сообщения могут быть получены уполномоченными лицами и из сообщений в средствах массовой информации.
Alt– фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. Те самые камеры, которые устанавливают на дорогах для фиксации превышения скорости, пересечения сплошной линии и т.д.
Конечно это список не полный. Законом предусмотрены и иные поводы, но перечисленные являются самыми распространенными, т.к. касаются большинства административных правонарушений.
Отсутствие повода и достаточных данных о совершенном административном правонарушении является препятствием для возбуждения административного производства.
Возбуждать дела по административным правонарушениям может только должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:
– составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;
– составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. К примеру, по ст. 20.21 КоАП РФ (появление в общественных местах в состоянии опьянения) предусмотрена ответственность в виде административного ареста сроком на 15 суток. Такое наказание может назначить только суд. Но, перед тем, как задержанного доставить в суд для рассмотрения дела на него составляется протокол по ст. 20.21 КоАП РФ. Именно с момента составления этого протокола административное дело считается возбужденным.
– непосредственно с составления протокола об административном правонарушении. В последствии этот протокол будет передан на рассмотрение в уполномоченные на его рассмотрение органы.

-вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования. Такое случается довольно таки часто, и происходит, когда для передачи дела уполномоченному для рассмотрения органу необходимо провести проверочные мероприятия (к примеру экспертизы).
-вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае назначения виновному лицу наказания в виде предупреждения или штрафа. Так называемая упрощенная форма. Когда привлекаемое к административной ответственности лицо, признает свою вину и не возражает против привлечения его к ответственности. В этом случае протокол об административном правонарушении не составляется. Вместо него сразу выносится постановление о привлечении к административной ответственности. Таким образом, начало и окончание административного производства совпадают (статья 28.6 КоАП РФ).
На этом стадия возбуждения дела об административном правонарушении заканчивается и последним действием должностного лица на этом этапе является направление протокола об административном правонарушении лицу уполномоченному его рассматривать.

Рассмотрение дела об административном правонарушении

После получения протокола об административном правонарушении судья или орган уполномоченный рассматривать его приступает к подготовке к рассмотрению. Подготовка к рассмотрению протокола включает в себя разрешение следующих вопросов: относится ли данное дело к их компетенции, есть ли обстоятельства, которые бы исключали возможность рассмотрение дела (к примеру судья является близким родственником лица, привлекаемого к административной ответственности); относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; правильно ли составлен сам протокол об административном правонарушении и иные материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; в полном ли объеме собраны материалы для рассмотрения протокола, а так же имеются ли заявления или ходатайства по делу.
Alt
По результатам подготовки принимается решение о принятии дела к производству или же материал должен быть направлен на доработку и исправления недостатков.
Одновременно с принятием протокола к производству разрешаются вопросы о дате, месте и времени рассмотрения протокола; о вызове необходимых лиц в судебное заседание; о необходимости наложения обеспечительных мер и другие.
Как правило, по сложившейся практике протокол об административном правонарушении рассматривается по месту совершения правонарушения. Однако, по ходатайству лица, в отношении которого ведется административное дело оно может быть направлено для рассмотрения по месту его регистрации.
Дела об административном правонарушении могут рассматриваться уполномоченными на то лицами (ГИБДД, ФАС, пожарная инспекция и т.д.) или судьями.
Сроки рассмотрения дел об административном правонарушении установлены КоАП РФ и зависят от того, каким органом рассматривается.
Так дела по протоколам составленных по результатам фиксации административного правонарушения фото и видео камерами рассматриваются в течении 15 дней. Материалы, которые относятся к компетенции суда, рассматриваются в двухмесячный срок, в случае если за правонарушение предусмотрено наказание в виде административного задержания – в течении 48 часов.
По результатам рассмотрения административного материала выносится одно из двух постановлений: о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу.

Пересмотр постановлений и решений по делу об административном правонарушении

Зачастую постановление о привлечении к административной ответственности не устраивает лицо, которое к этой самой ответственности привлечено. В этом случае законом дается право на обжалование решения суда первой инстанции.
AltЖалоба на постановление подается через тот суд или орган, который вынес постановление в первой инстанции. В течении 3 суток дело должно быть направлено в орган в полномочия которого входит пересмотр постановления.
Жалоба на постановление решения органа первой инстанции подается в течении 10 дней со дня вынесения постановления.
При подготовке жалобы к рассмотрению решаются вопросы аналогичные тем, которые разрешаются на стадии подготовки к рассмотрению протокола.
По результатам рассмотрения жалобы выносится одно из следующих решений:
– оставить постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения;
– об изменении постановления, если при этом не ухудшается положений лица, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности;
– об отмене постановления и о прекращении производства по делу;
– об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение;
– об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
Важным моментом на этом этапе является то обстоятельство, что до рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, оно не является вступившим в законную силу. В день рассмотрения жалобы, постановление вступает в законную силу и человек считается привлеченным к административной ответственности.
Но на этом дело не заканчивается))))
Даже вступившее в законную силу решение суда возможно обжаловать. Рассмотрение вступивших в законную силу постановлений осуществляется кассационными судами общей юрисдикции, в том числе кассационный суд военный суд, Верховный суд.

Исполнение постановления по делу об административном правонарушении

Эта стадия является заключительной. Ей, собственно, оканчивается все процессуальные действия по делу.
Постановление подлежит исполнению с момента вступления его в законную силу, а именно:
– когда истекает срок, установленный для обжалования после истечения срока, установленного для обжалования постановления, если оно не было обжаловано или опротестовано;
– после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если оно не было обжаловано или опротестовано, за исключением тех случаев, когда решением отменяется вынесенное постановление;
– немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением тех случаев, когда решением отменяется вынесенное постановление.
Alt
Постановление по делу об административном правонарушении обращается к исполнению судом или органов, вынесшим постановление. Порядок исполнения определяется КоАП РФ.

Статья 31.9 КоАП РФ устанавливает давность исполнения постановления о назначении административного наказания. Оно, по общему правилу, не подлежит исполнению, если не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу. Если лицо, в отношении которого вынесено постановление, уклоняется от его исполнения, течение срока давности прерывается и возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые могло быть обращено взыскание.

Срок давности исполнения приостанавливается также в том случае, если предоставляется рассрочка или приостановление исполнения постановления в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях России.
Принесение протеста на постановление об административном аресте или административном приостановлении деятельности не приостанавливает исполнение этого постановления.
По итогу исполнения постановления, органом, которым приводилось наказание в исполнение, на постановлении проставляется отметка о его исполнении. После отметки постановление направляется органу его вынесшее.

guest
2 Комментарий
Most Voted
Newest Oldest
Inline Feedbacks
View all comments
Владимир
Владимир
01.06.2020 21:22

Все ясно и понятно. Спасибо