Совершенствование деятельности адвокатуры

Адвокатура является профессиональным сообществом, которое берет за основу обязательное членство адвокатов в адвокатских палатах, осуществляющих свою деятельность в рамках общих этических норм. На современном этапе адвокатура не входит ни в одну из ветвей органов государственной власти, ни органов местного самоуправления. Наиболее близко с деятельностью адвокатов связана деятельность юридических фирм, которые созданы в форме коммерческих предприятий, либо организованы индивидуальными предпринимателями. В качестве основного вида деятельности данных фирм выступает оказание услуг правового характера на коммерческой основе.

С момента принятия ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» были обнаружены некоторые недостатки в правовом регулировании деятельности адвокатов. Часть из этого относится к недостаточному регулированию так называемого «рынка» квалифицированной помощи. Основная проблема такого «рынка» – недостаточный уровень компетентности лиц, оказывающих на постоянной основе юридическую помощь. За исключением адвокатов, к лицам, оказывающим данную помощь, не предъявляется требований подтверждать свою квалификацию в области знания российского права. На сегодняшний день представительство в суде вправе осуществлять практически неограниченный круг лиц (как обладающих,
так и не обладающих необходимыми знаниями и навыками в области
права).

ALtНе менее серьезная проблема – деятельность на «рынке» юридических услуг недобросовестных лиц, которые вовлечены в совершение преступлений. Лица, которые исключены из реестра адвокатов за совершение тех или иных противоправных поступков, имеют возможность заниматься юридической деятельностью в качестве практикующего юриста или работника коммерческого предприятия. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод об отсутствии эффективного законодательного механизма, который позволяет исключить таких недобросовестных лиц из юридического сообщества.

Действующее отечественное законодательство в сфере оказания юридической помощи регулирует порядок допуска к профессии и выставляет определенные квалификационные требования лишь к незначительной части от общего числа представителей юридических профессий (адвокаты). Оказание профессиональной юридической помощи большинством юристов, а также качество этой помощи по-прежнему остаются вне рамок правовой регламентации. Сбалансированность такой системы, как адвокатура, зависит от эффективного законодательного закрепления тех или иных положений. Кроме того данное закрепление должно осуществляться с учетом государственной политики в сфере оказания квалифицированной юридической помощи в
целом.

Ситуация осложняется и тем, что в нашей стране отсутствует эффективный механизм контроля за качеством оказания юридической помощи (исключение составляет лишь дисциплинарная ответственность адвокатов). Большая часть указанных выше проблем не только не решается в рамках действующего законодательства об адвокатуре, но и является следствием применения устаревших и неэффективных положений.

Реформирование адвокатуры в РФ требует четкого определения места адвокатского сообщества в общей системе оказания правовой помощи. Так, представляется необходимым осуществить разграничение сферы ответственности адвокатов и всех иных специалистов в области юриспруденции. Повышение качества осуществления деятельности адвокатским сообществом станет возможным только в том случае, если лучшие юридические кадры будут стремиться попасть в адвокатуру, а не в общую массу юридического информирования. Данные положения могут быть обеспечены предоставлением адвокатуре таких процессуальных преимуществ, которые сделают ее предпочтительной, а по некоторым видам правовой помощи вовсе единственной формой оказания той или иной юридической помощи.

Таким образом, когда экономические факторы привлекут в адвокатуру тех специалистов, которые сегодня выбирают юридические отделы корпораций и консалтинговые компании, станет возможным предъявлять к таким лицам реальные требования по уровню квалификации и осуществить в адвокатском сообществе необходимую так называемую «чистку рядов».

Общая цель реформирования адвокатуры в РФ – создание объединения профессиональных юридических консультантов, которые обладают существенно более высоким статусом, чем нынешние адвокаты, отвечают для его приобретения и сохранения высоким этическим и профессиональным требованиям и дорожат данным статусом. Иными словами, суть Altреформирования данного института состоит в повышении ответственности и компетентности его членов в обмен на предоставление им гарантированной экономически привлекательной части «рынка» юридических услуг.

Вторая причина, которая, исходя из значимости, является наиболее важной, состоит в отсутствии законодательного регулирования правоотношений в сфере оказания квалифицированной юридической помощи, поскольку сегодня к такому роду помощи отнесена деятельность адвокатов, однако само понятие конституционного термина «квалифицированная юридическая помощь» не имеет законодательного закрепления.

Адвокаты, являясь участниками судопроизводства (в том числе, уголовного), реализуют ряд публично значимых функций, исходя из чего к ним предъявляются повышенные квалификационные и морально-этические требования. Именно поэтому институт адвокатуры находится в сфере внимания государства, а сочетание публичного характера функций адвокатуры и независимости адвокатского сообщества – основа взаимоотношений адвокатуры и государства в целом.

По состоянию на 01.01.2020 в нашей стране насчитывается 74 818 адвокатов. Развития адвокатского сообщества со стороны государства должно быть нацелено на создание в нашей стране конкурентоспособной
адвокатуры, состоящей из юристов, которые обладают высоким уровнем
квалификации и следуют строгим принципам профессиональной
этики.

Среди основных задач развития института адвокатуры можно выделить:

а) совершенствование механизмов допуска к профессии адвоката;

б) стимулирование притока молодых юристов в сферу адвокатуры;

в) развитие системы разграничения специализации адвокатов по различным отраслям права и видам судопроизводства (категориям дел);

г) совершенствование механизма осуществления контроля за
качеством оказываемой адвокатами юридической помощи, и соблюдением
ими правил профессиональной этики (и, прежде всего, контроля за их соблюдением внутри самого адвокатского сообщества);

д) стимулирование адвокатов на выработку нетерпимого отношения к коллегам, нарушающего профессиональную этику и не соблюдающего критерии качественной юридической помощи;

е) проработка возможных путей стимулирования спроса адвокатов на оказание ими юридической помощи, пропаганда практики обращения к адвокату на ранних стадиях возникновения проблем в той или иной области права, широкомасштабное правовое информирование населения, нацеленное на разъяснение преимуществ законопослушного поведения;

ж) расширение сферы участия адвокатуры в оказании бесплатной юридической помощи и пропаганды права, развитие мер государственной поддержки осуществления данной деятельности адвокатами.

Необходимость создания единого национального «рынка» правовой помощи путем реформирования института адвокатуры в нашей стране, детального регулирования допуска к профессии адвокатов и повышения конкурентной позиции адвокатуры в профессиональном юридическом сообществе – основание для реформирования сферы оказания юридической помощи, в том числе адвокатуры.

Решение указанных задач будет способствовать процессу интеграции современной российской адвокатуры в мировое адвокатское сообщество, развитию государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и повышению правовой грамотности населения. Особое внимание необходимо уделять формированию у населения современного правосознания.

Кроме того, необходима соответствующая разработка концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, которая предусматривает подготовку проектов федеральных законов, регулирующих оказание профессиональной юридической помощи и адвокатскую деятельность в РФ. Для решения указанной проблемы предполагается:

а) увеличить доступность профессиональной юридической помощи, оказываемой адвокатами;

б) реформировать сферу оказания профессиональных юридических услуг;

в) регламентировать государственные услуги по внесению информации в реестры адвокатов и нотариусов.

Помимо выше упомянутого, необходимо осуществить подготовку проектов федеральных законов, направленных на повышение качества и доступности адвокатской помощи всем слоям населения и хозяйствующим субъектам, развитие государственной и негосударственной систем оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения Altнаселения, совершенствование порядка предоставления государственных услуг в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, в сфере регистрации некоммерческих организаций; разработка концепции регулирования «рынка» профессиональной юридической помощи, которая предусматривает подготовку проектов федеральных законов, регулирующих оказание профессиональной юридической помощи и адвокатскую деятельность в нашей стране.

К основным задачам совершенствования адвокатуры относятся:

а) упорядочение системы оказания квалифицированной юридической помощи и реформирование института адвокатуры путем введения единых стандартов допуска в профессию адвоката, дифференцированных в зависимости от сферы оказания юридической помощи;

б) создание механизма регулярного профессионального совершенствования и подтверждения имеющейся квалификации;

в)  создание и введение в действие эффективного механизма исключения из профессии;

г) повышение статуса адвокатов в профессиональном юридическом сообществе, в том числе путем обеспечения при необходимости эффективного доступа к различной информации и документам, с тем чтобы члены юридического сообщества (адвокаты) имели возможность оказывать эффективную юридическую помощь своим клиентам; обеспечение и
строгое соблюдение конфиденциального характера любых соглашений и
консультаций между адвокатами и их клиентами в рамках профессиональных
отношений;

д) развитие и поддержание конкуренции на «рынке» профессиональных юридических услуг путем ограничения доступа на него для недобросовестных участников;

е) обеспечение оказания юридической помощи адвокатами, в том числе и бесплатно.

AltК целевым индикаторам и показателям совершенствования деятельности применительно к адвокатуре следует отнести:

а) отношение общего количества адвокатов, имеющих действующий статус, сведения о которых внесены в реестр, к населению РФ;

б) объем юридических услуг, оказанных адвокатами бесплатно;

в) удельный вес услуг, оказанных адвокатами бесплатно в случаях, предусмотренных российским законодательством, в общем объеме услуг, оказанных адвокатами;

г) доля граждан, удовлетворенных качеством юридических услуг, от общего числа граждан, обратившихся к адвокатам.

Подводя итог, отметим, что сегодня деятельность адвокатского сообщества регламентирована законами, перечень которых, довольно-таки, широк. Соблюдение законов является обязательным условием осуществления адвокатской деятельности. Вместе с тем, законодатель гарантирует лицам  (участникам уголовного судопроизводства) квалифицированную юридическую помощь. Как было сказано выше, этой помощью могут воспользоваться не только подсудимый или обвиняемый, но и лица, которые от совершенного преступления пострадали или являются свидетелями преступления.

Наравне с этим, деятельность адвоката, как защитника законных
прав и интересов участников уголовного судопроизводства, нуждается в совершенствовании и внесении изменений, которые вызваны современными реалиями и сложившейся судебной практикой.

guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments